В последнее время тема хиджаба стала очень актуальной и в некотором роде болезненной во всех странах бывшего СССР. Мусульмане граждане активно создают и подают петиции в России, Казахстане и других странах и требуют разрешение на ношение платка в школах. Официальная же власть сопротивляется, объявляя платок религиозным символом. Так где же правда?
Действительно ли ношение платка и хиджаба предписано религией?
Можно ли в Исламе ходить без платка?
Сегодня, я хочу поделиться с вами с той информацией, которую познал на Ютуб канале ученого теолога Али Акына. Вся информация в данной статье, будет аргументированной и с указанием источников.
Сначала, я хочу привести теологическое решение ДУМ (Духовное Управление Мусульман) Республики Казахстан и России.
«Ауратом совершеннолетней женщины, является все тело женщины кроме лица и кистей рук. Таким образом по шариату у женщины и половые органы являются ауратом, и ноги, и плечи, и голова (кроме лица).»
Источник: https://azan.kz/ahbar/read/fetva-dumk-v-otnoshenii-musulmanskogo-platka-2419
«Покрытая голова— это одно из обязательных положений религиозной практики как мусульманок, так и христианок.
Едины во мнении исламские богословы всех времен: «Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту, кроме как перед своими мужьями и теми из мужчин, за кого она в силу родственных отношений не имеет права выйти замуж». Перед чужими могут быть открыты только лицо, кисти рук и, по мнению некоторых ученых, ступни ног.
Степень обязательности ношения хиджаба (прикрытия аурата) хорошо известна. Не надевая платка или другого головного убора на улице, вы все равно остаетесь мусульманкой, однако совершаете грех»
Этих примеров достаточно для отображения того, что ношение платка рассматривается религиозной обязанностью для женщины, и не соблюдение этой обязанности считается греховным. Теперь мы рассмотрим этот вопрос в рамках Ханафитского мазхаба, но, также будем ссылаться и на другие мазхабы.
Часть 1: В рамках Ханафитского мазхаба!
Фетвы Имамов мазхабов делятся на два периода, например, для примера возьмем Имама Шафи, в отношении него, для первого периода говорится «каули кадим» — старый период соответственно старые фетвы, и «каули джадид» — новый период и обновленные фетвы. Имам Шафи, сперва обучался у ученых асхаб-уль-хадис, например, у Имама Малика, потом он поехал в Ирак, и обучался у учеников Имам Азама Абу Ханифы, то есть, у Имамов Абу Юсуфа и Имама Мухаммеда. Таким образом, он познал оба пути знания: от Имама Малика метод, основанный на хадисах, от учеников Имама Азама, метод, основанный на логическом и рациональном подходе (метод ахлю Рей). О нем можно сказать, что, постигнув оба метода Имам Шафи, основал свой уникальный подход, совмещающий оба метода, его путь пролегал посередине. Все старые иджтихады (выводы) Имама Шафи, были собраны его учеником Имамом аз-Заферани.
После Иракского периода, в жизни у Имама Шафи еще был Египетский период жизни. Там он познакомился с большим ученым Аль-Ляйсом Ибн Саадом, который был известен как Имам Египта. В ходе бесед с которым Имам Шафи, получил новые знания, и основываясь на них, пересмотрел часть своих старых фетв (хукмов), которые он ранее высказывал и защищал. Все его обновленные иджтихады собрал Имам Исмаил Аль-Музани в своей книге «Аль-Мухтасар Музани».
Таким образом, для Имама Шафи, четко прослеживается два периода, у него есть старые иджтихады (выводы), и есть новые (самые последние, самые актуальные) иджтихады.
Аналогичное разделение на два периода присутствует и в жизни нашего Имама Азама Абу Ханифы, но, к сожалению, эти два периода НЕ дифференцируются четко, поэтому со стороны это выглядит как путаница. Если обратите внимание на книги по Ханафитскому мазхабу, там можно встретить такие определения: «согласно Имаму Азаму есть такое-то мнение» и «есть еще такое-то (другое) мнение», однако, не уточняется, что одно из этих двух мнений старое (прежнее), а второе новое (актуальное и самое последнее).
В действительности у Имама Азама Абу Ханифы, тоже есть два периода в научной жизни, есть его старые иджтихады до знакомства с Имамом Джафаром ас-Садиком, и его новые иджтихады после знакомства с этим большим ученым своего времени. К сожалению, для нашего Имама, эти периоды четко не описаны, что создает путаницу. Старые и обновленные иджтихады Имама Азама Абу Ханифы, я приведу на примере фетв в отношении ношении платка (покрытии головы) женщиной.
Волосы:
Старый иджтихад: согласно старому иджтихаду Имам Азам ранее считал все волосы ауратом, то есть, по его мнению, все волосы должны были быть покрыты полностью, даже косы.
Новый (актуальный) иджтихад: согласно последнему иджтихаду Имам Азама, косы перестали быть ауратом, то есть, все волосы ниже линии черепа и свисающие вниз, перестали быть ауратом, покрывать их НЕ требуется.
Ханафитские ученые, в этом вопросе разделились на два лагеря, одни сказали, что старое мнение Имам Азама гораздо лучше, так как более надежное. Вторая группа же, предпочла новое мнение, утверждая, что раз сам Имам Азам отказался от своего прежнего мнения, значит нет смысла быть более Ханафитом, чем сам имам Имам Азам Абу Ханифа.
Один из таких Ханафитских ученых, Хаким аш-Шахид (умер в 945/946 году). Хаким аш-Шахид, написал книгу «аль-Мунтака», который согласно мнению имамов Ханафитского мазхаба, считается самой надежной книгой с самыми аутентичными фетвами от самого Имама Азама. Так вот, Хаким аш-Шахид в данном труде, предпочел самый последний иджтихад Абу Ханифы, и отметил, что раз сам Имам Азам отказался от старого мнения, то далее упорствовать нет смысла. Такого же мнения, придерживался и Абу Мути аль-Балхи, еще один ученый Ханафитского мазхаба.
Кисти рук:
Старый иджтихад: согласно старому иджтихаду Имам Азама, ранее он считал, что кисти рук от локтей до запястья считаются ауратом и их следует укрывать.
Новый (актуальный) иджтихад: согласно новому иджтихаду Имам Азама, кисти рук женщин до локтевого сустава НЕ являются ауратом и нет обязательства их покрывать.
Так как, кисти рук в ежедневном быту, так или иначе открываются, женщины стирают белье, замешивают тесто, готовят еду и так далее. Поэтому, кисти рук до локтей так или иначе приходится обнажать, иначе в быту просто нет возможности держать рукава чистыми.
Другое мнение выразил Шейх-уль-Ислам Османской империи Ибн-Кемаль Пашазаде (Kemalpaşazade, умер в 1534 году). По поводу аурата рук до локтей, он писал следующее: «Я предпочитаю мнение, что руки до локтей должны быть покрыты во время намаза, однако вне намаза, они могут быть открытыми до локтей и не являются ауратом».
Длина юбки:
По этому поводу, нет старого и нового иджтихада. Все фетвы основываются на хадисе от Умму Саламы (р.а), где она задала пророку вопрос о длине юбки, и пророк (с.а.с) ответил ей: «Пусть будет длиннее на 1 пядь» (расстояние между кончиками большого и среднего пальцев). В ответ на его слова Умму Салама (р.а) возразила дескать, этого недостаточно, и при сильном ветре женщина может случайно обнажится. Тогда, пророк ответил ей: «Тогда пусть будет длинной в 1 аршин (зира)».
Здесь, многие неправильно переводят, домысливая, что это якобы имелось ввиду длиннее ступни на 1 пядь. Если юбка будет длиннее на 1 пядь от линии ступни, тогда Умму Саламе нет смысла возражать. Во-вторых, никакая женщина не сможет свободно ходить в такой волочащейся юбке. Значит, там имелось ввиду вниз от уровня колен. Получается, если нет опасности того, что юбка внезапно распахнется, то длина юбки женщин может быть до середины голени (ровно посередине между коленом и ступней).
Важно понимать, что, в те времена не было нижнего белья, колготок, поэтому, более длинная юбка была нужна чтобы обезопасить от возможного обнажения. В наше время нет такой опасности нет.
Платок на голове (волосы):
Первый иджтихад: согласно одному из двух иджтихадов Имама Азама Абу Ханифы, женщине дозволено читать намаз, с частично покрытой головой. При этом открытая = НЕ покрытая часть головы, может составлять до 1/3 части от всей головы. То есть, даже если 1/3 (одна третья часть спереди) НЕ покрыта (часть головы спереди, часть волос спереди), то намаз все равно считается действительным.
Второй иджтихад: согласно второму из двух иджтихадов Имама Азама, женщине дозволено читать намаз, с частично покрытой головой. При этом открытая = НЕ покрытая часть головы, может составлять до 1/2 части от всей головы. То есть, даже если 1/2 (половина головы) НЕ покрыта (половина головы спереди, половина волос спереди), намаз все равно считается действительным.
Также, есть общее правило: все, что НЕ является Ауратом при намазе, тем более НЕ является Ауратом вне намаза!
Это указано в книге «Аль Джами-ус-Сагир» (не сборник хадисов), а книга фетв от Имама Мухаммада, ученика Имама Азама Абу Ханифы. Это мнение нашего имама Азама Абу Ханифы!
Официальное теологическое решение в отношении ношении платка Духовного Управления Мусульман России, Казахстана и Кыргызстана, НЕ соответствует тому, что сам имам Азам Абу Ханифа утверждает.
Резюмируем: Согласно мнению Имама Азама, кисти рук до локтей, лицо, косы (длинные волосы ниже линии черепа), ½ (одна вторая) или 1/3 (одна третья) часть волос и головы спереди – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ АУРАТОМ, покрывать эти части платком НЕ требуется.
Нужно всегда стараться понять смысл любого предписания. Смысл ношения платка на голове, был в том, чтобы собрать женские волосы в пучок, организовать их в более-менее приличный вид. Если, женщина будет ходить с распущенными волосами, то при чтении намаза, при бытовых делах в обиходе, длинные волосы будут непременно закрывать взор, мешаться, на улице их растреплет ветер. Смысл платка, в том, чтобы привести длинные волосы у женщин в порядок, в наше время, волосы можно собрать и резинкой или заколкой.
Выходит, что этот арабский (Египетский) почин, когда женщины покрываются аж двойным платком (в два слоя), с утверждением, что даже одна волосинка не может быть оставлена на показ – НЕ соответствует нашему Ханафитскому мазхабу.
Официальные ДУМ России, Казахстана и Кыргызстана утверждают, что следуют мазхабу Имам Азама Абу Ханифы, однако их фетвы противоположны иджтихаду Имама Азама Абу Ханифы.
Все ссылки на видео с Youtube канала теолога Али Акына из Турции, в которых, он все вышеописанное и разъясняет, я приведу в окончании статьи. Все что я написал, взято из его лекций, это его обоснованное мнение.
Часть 2: О хиджабе в целом, более широкий анализ фетв Суннитских мазхабов
Выше был приведен анализ правил по хиджабу исключительно в рамках Ханафитского мазхаба. Теперь же, я хочу проинформировать вас, о хиджабе более широко, я нигде не встречал представленную ниже информацию ранее. В любой статье, где обсуждается хиджаб, нижеуказанная информация не приводится, хотя она безусловно проливает свет на эту тему, и заставляет заново переосмыслить всю эту непростую тему в целом.
Перед вступлением, вынужден сделать ремарку.
Рабство – безусловно одно их самых страшных и позорных моментов в истории всего Человечества (без оговорок).
Институт рабства, существовал с ранних времен вплоть до 18-19 веков. Самые развитые страны и цивилизации, вне зависимости от национальностей и вероисповеданий, все они использовали Рабский труд.
Когда, Ислам пришел в Аравийский полуостров, институт рабства был и там. В то время, Ислам, как религия постепенно, поэтапно искоренял этот институт, и максимально смягчал, низводя на нет.
Например, в рабство можно было брать только военнопленных, что уже ограничивало приток рабов. Нужно было относится к ним хорошо. В-третьих, в Коране им было дано право на выкуп себя (акт мукатаба), всячески поощрялось освобождение рабов, в качестве каффары (искупления).
Наконец, во время халифа Хазрата Омара (р.а), рабство было полностью искоренено. Праведный халиф Хазрат Омар (р.а), заставил всех освободить своих рабов. Тех, кто не мог выкупить себя, за них Хазрат Омар (р.а) заплатил из казны государства. Также Хазрат Омар (р.а), запретил и не позволил брать в рабство даже военнопленных. К сожалению, после его смерти, во время халифа Османа, который проявляя непотизм, везде расставил амирами (губернаторами) своих родственников, многое изменилось в худшую сторону. Креатуры и родственники халифа Османа, заново возродили этот мерзкий институт, причем вопреки религиозным запретам. Исламское право, запрещает превращать свободных людей в рабов вне прямой войны, но они стали договариваться с покоренными народами, о постоянных / ежегодных поставках молодых людей в качестве рабов. Что противоречит Корану и сунне. Это отдельная тема, позже я также напишу статью об этом.
Какие же правила хиджаба были установлены в отношении женщин рабынь (джария)?
Согласно Шафиитскому мазхабу:
Рабыни были приравнены к мужчинам, то есть, согласно фетвам этого мазхаба, рабыням было достаточно покрыть область от талии до коленных чашек. То есть, рабыни могли ходить с абсолютно голым торсом, оголенной спиной, грудями, шеей, с непокрытой головой, то есть, для женщины со статусом рабыни, эти части тела НЕ считались ауратом.
Согласно Ханафитскому мазхабу:
Ученые Ханафитского мазхаба посчитали, что этого недостаточно, кроме зоны от талии до коленных чашек, они еще должны покрыть живот и спину. Однако, при этом, груди, плечи, шея, руки – не считались ауратом и их можно оголять!
Согласно Малакитскому мазхабу:
Согласно иджтихаду Имама Малика, между ауратом свободной женщины и рабыни нет никакой разницы, кроме платка на голове. Свободные женщины носят платок, а рабыни нет, при этом, ношение платка на голове не фард (фарз) (обязательство), а просто (Урф) обычай Хиджаза (местность в Аравии), для различения статуса женщины. То есть, рабыня также обязана покрывать от чужих взоров свое тело, ее тело является ауратом, и смотреть на ее тело харам (запретно и греховно), за исключением головы (и кистей рук).
Доказательство, основано на случае, когда Хазрат Омар (р.а) однажды увидел рабыню, которая покрыла голову платком (это, произошло до отмены рабства им же самим, то есть халифом Омаром), он разгневался и обругал эту рабыню, приказал снять платок с головы, порицая ее: «Ты, стараешься быть похожей на свободную женщину?».
Здесь ясно, что это обычай, потому что, будь это фардом (обязательным правилом), тогда Хазрат Омар НЕ посмел бы обругать рабыню за исполнение религиозной обязанности.
Важно, заметить, что этот хадис описан таким ученым Ханафитом как Ахмед ас-Сарахси в его книге «Аль-Мабсут».
Этот хадис о Хазрате Омаре (р.а) и рабыне, покрывшей свою голову, указан в таких значимых Ханафитских книгах как:
- Бадаи ас-Санаи фи Тартиб аль-Шара (BEDÂİU’s-SANÂİ) ученого Ала ‘ад-Дин аль-Касани (Kasani), который родился в Фергане.
- Аль-Хидая, знаменитого ученого Бурхан ад-Дина аль-Маргинани, тоже родился в Фергане.
В Малакитском мазхабе, иджтихад указывающий, что ношение платка является обычаем (мнение от Имама Малика) указано в книге «Аль Кафи-фи-фуруиль-Маликия» (el-Kâfî fî fürûʿi’l-Mâlikiyye) ученого Ибн-уль-Абдульбера (Ibn Abdulber en-Nemeri).
Если бы ношение платка было бы обязательным, то тогда халиф Хазрат Омар (р.а), НЕ имел бы права и НЕ посмел бы обругать рабыню.
Потому что, религиозная обязанность налагается на всех мусульман, вне зависимости от социального статуса.
Например, Всевышний Аллах повелел совершать намаз, всем мусульманам предписано совершать намаз, вне зависимости от того свободный ты человек или раб.
Хукм (решение) Имама Малика в отношении ношении платка, является самым правильным и верным. Потому что, религия пришла для всех, и дозволенное или НЕ дозволенное в религии, является обязательным для всех, вне зависимости от статуса человека.
Хукмы Ханафитского и Шафиитского мазхабов в отношении одеяния рабынь (джария), напрочь лишены логики, более того, противоречат предписаниям Корана и Сунны. Исходя из этого, уже можно понять, что ученые факихи Ханафитского и Шафиитского мазхабов, НЕ уловили суть вопроса в сравнении с Имамом Маликом, который на наш взгляд, наиболее верно понял суть и вывел правильное решение.
Резюмируя, теолог Али Акын считает, что мнение Имама Малика самое верное решение. Ношение платка для женщины мусульманки НЕ является обязательным. Данное решение наиболее лучше подходит для нашей современности, когда столь радикальные платки, стили одежды уже отвращают людей своим видом от нашей праведной религии. Людей встречают по одежке и в данное время, мусульмане являются нежеланными везде. Никакое развитое цивилизованное общество, НЕ желает видеть рядом с собой таких людей, застрявших в средневековых дремучих устоях (никаб, борода, Пакистанский, Арабский стиль одежды).
Фетва Имама Малика и Имама Азама (читайте первую часть), отлично подходит к законам любого светского государства, в том числе и России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, и с ее принятием, исчезнет это искусственно нагнетаемое, противостояние между религиозной догмой и светскими законами.
«Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения», — говорил пророк Мухаммад (с.а.с). (хадис)
Наша рациональная религия Ислам, призывающая использовать разум, запрещает усложнять, наоборот советует облегчать.
Если в фетвах наших Суннитских Имамов есть, облегченные пути, так почему нам не использовать их?
Я, более чем уверен, что знай многие женщины о необязательности покрытия головы платком, многие бы воодушевились на изучение нашей религии и стали бы искренними мусульманками.
Обещанные мной ссылки на Youtube видео, к сожалению все видео на Турецком языке. Носители некоторых тюркских языков, в особенности Азербайджанцы, смогут понять в силу схожести языков.
Часть 3: Кто стоит за пропагандой ношения платка, кто хочет насильно одеть платок на всех женщин?
За политической пропагандой платка, стоит опасное религиозно-политическое течение «Аль-Ихван аль-Муслимун» (Братья Мусульмане), которая признана террористической организацией в самом Египте, в России, в Таджикистане, в Казахстане и Узбекистане.
Хочу, кратко привести историю этого движения и их основные требования, чтобы вы знали, какой общий настрой и культура присутствует в Египте.
Основатель движения некий Хасан аль-Банна состоял в тарикате Халвети, был учеником (мюридом) шейха Абдулваххаба аль-Хассафа, от которого получил сведения по культуре тасаввуф (сектантское мистически-религиозное учение) и тарикату (братству сектантов). Так как, в то время в Египте было около 500 тарикатов (сект), он понял, что их никогда не объединить (потому что, они никогда не объединяются, а, наоборот соперничают или хуже того враждуют) и вместо этого, он со своими 6 друзьями основал общую платформу, на основе которой хотел объединить все секты в единое.
Основные требования и идеи террористической организации «Аль-Ихван аль-Муслимун» (Братья Мусульмане) (данная организация признана террористической в России, в Таджикистане, в Казахстане и Узбекистане), были следующие:
- надеть на всех женщин насильно Бурки / платки (черная одежда с прорезью для глаз, с закрытым лицом).
- все женщины должны сидеть дома в светлое время суток, не выходить из дома, сидеть взаперти и не работать (то есть, все без исключения, должны быть домохозяйками).
- Закрыть в стране все кинотеатры и театры
Эта организация, вполне ожидаемо не достигнув желаемого, стала проводить у себя на родине террористические акции против власти.
Причем, дочь духовного лидера и наставника этого движения, в то время училась в Университете и ходила с НЕ покрытой головой. То есть, свою дочь, он носить платок НЕ обязывал или НЕ мог заставить, но при этом хотел заставить всех Египтянок носить платок.
В доказательство, привожу речь президента Египта Джамаля (Гамаля) А́бдель Насера о требованиях этой террористической организации. Речь на Арабском с Турецкими субтитрами.
Как вы видите, тема платка – это именно их фишка.
Именно религиозные деятели Египта, распространили радикальное представление о обязательности платка в другие страны.
Ученый теолог Али Акын, так и заявляет, что до прихода их идей в Турцию, даже самые религиозные семьи в Анатолии, никогда НЕ носили этот платок, таким образом, как они это пропагандируют. Однако, как только были переведены книги Египетских религиозных деятелей, данная тема также стала форсироваться и в Турции.
Похоже, что студенты (в дальнейшем имамы на территории СНГ), получившие образование в университет Аль-Азхар в Египте, по умолчанию более близки к мнению, что ношение платка является обязательным. Возможно в следствии однобокого образования или такой доминирующей ошибочной точки зрения в научной среде этой страны.
В данное время, именно выпускники Аль-Азхара доминируют везде, и везде где они присутствуют ношение платка подается, как религиозная обязанность. Хотя, в рамках Ханафитского мазхаба, к которому в своем большинстве относится вся Средняя Азия и Россия, фетва Имама Азама в отношении платка НЕ соответствует тому, к чему призывают религиозные деятели Египта и студенты получившие там ангажированное образование.
P.S. Дополнение.
Имамы Ханафитского Мазхаба, которые описали самые последние и актуальные иджтихады Имама Азама Абу Ханифы, и пояснили, что раз сам Имам Азам, отказался от своих старых убеждений, то следовать им более нет смысла.
Хаким аш-Шахид — Мухаммад б. Мухаммад б. Ахмад б. Абдуллах б. Абд-ул-Маджид б. Исмаил б. Хаким аль-Марвази аль-Балхи (Абу-л-Фадл). Стал шахидом в 334/946 г. Первый собиратель сообщений по основам религиозного права (Усюль) мазхаба Ханафи. Был кадием Бухары, а затем визирём Хорасана. Автор знаменитых произведений – «Китаб-уль-Мюнтака», «Китаб-уд-Дюрар ва Гурар» и др.
Абу Мути аль-Балхи (Абу Мути аль-Хакем бин Абдуллах бин Меслеме аль-Балхи) – один из самых знаменитых учеников Имам Азама Абу Ханифы, был кадием города Балха в течение 16 лет.
Абу Али Абдуллах бин Мухаммад бин Али Аль-Балхи – известный муххадис (знаток хадисов), умер в 908 году. Известен как Абу Али Аль-Балхи. Постигал знания по хадисам у таких известных алимов городов Балха и Мерва, как Ибрагим бин Юсуф, Кутейба бин Саид, Хеддие бин Абдулваххаб, Али бин Худжр. Позднее перебрался в Нишапур, затем оттуда в Багдат. Такие мухаддисы как Ибн Кани, Абу Бакр аш-Шафии и Джияби передавали хадисы от него. Как отмечает Захаби в своем труде «Тазкират-уль-Хуффаз», хадисы где передатчиком идет Абу Али Аль-Балхи, есть в книге «Муджем» Ибна Кани и в книге «Фаваид» Теммама бин Мухаммада ар-Рази. Хатим аль-Багдади очень хвалил Абу Али Аль-Балхи. Абу Али Аль-Балхи был убит в Балхе сторонниками Исмаилитов.
Абу-ль-Махасин Фахруддин Хасен бин Мансур бин Махмуд аль-Озкенди аль-Фаргани – известный Ханафитский ученый известный под прозвищем «Кадыхан», умер в 1196 году. Родился в Мавереннахре в Фергане в городе Озкент (Озджент). Происходит из семьи из которой вышло много алимов. Его дядя Захируддин Хасан бин Али учился у Имама аль-Маргинани. Другие его учителями были Абу Исхак ас-Саффар и Абу Исхак Низамеддин Ибрахим бин Али аль-Маргинани. У него самого брали уроки такие алимы как Шемсулейма аль-Кардари, Махмуд бин Ахмед аль-Хасири, Муххаммад бин Асад аль Фаргани. Автор труда «Фатава Кадыхан», также известной как «аль-Фатава Ханиее или кратко Аль-Ханиее».
Шейх-уль Ислам Османской Империи Ибн Кемаль Пашазаде (İbnükemal Paşazade), описывал его как: «муджтахида по определенным вопросам».
Абуль-Фазл Маждуддин Абдуллах бин Махмуд бин Мавдуд аль-Мавсили – известный Ханафитский факих умер в 1284 году, родился в городе Мосул (Мавсил) в 1203 году. Получал знания в Мосуле, Дамаске и Багдаде. Его учителями были Махмуд бин Ахмада аль-Хасири, Шахабеддин ас-Сухреверди, Абдуррахим бин Абдулкерим ас-Самани, Ибн-уль Ахдар, Ибн Сукайна, Иззеддин ибн-аль Асир, Рухави и Ибн аль-Хаджиб. Остаток жизни провел в Багдаде до своей смерти. В Ханафитском фикхе считается алимом уровне асхаб-ут-темииз.
Автор знаменитых трудов: «Аль-Мухтар лил-фетва» и «Аль-Ихтияр ли-таалиль-Мухтар». В Ханафитском мазхабе (фикхе) его книга «аль-Ихтияр» считается одной из самых значимых четырех книг в Ханафитском мазхабе.
Все вышеуказанные алимы Ханафитского мазхаба, предпочли самые последние иджтихады Имам Азама Абу Ханифы, и обосновывали это тем, что раз сам Имам Азам от них отказался, тогда незачем упорствовать и придерживаться его старых иджтихадов!
Никто не сможет стать еще большим Ханафитом, чем сам Имам Азам Абу Ханифа!
Естественно у вас может возникнуть обоснованный вопрос.
Почему ДУМ России, Казахстана, Кыргызстана и других стран, преподносят волосы женщины как «аурат», а ношение платка как религиозную обязанность, при этом обосновывая все это правилами Ханафитского мазхаба?!
Али Акын, на этот вопрос дает краткий и емкий ответ – невежество!
Современные выпускники теологических факультетов настолько невежественные, что даже не знают основ своего мазхаба и основных трудов своего мазхаба.
К сожалению, знания в Исламском мире никому не нужны.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО от автора блога:
Уважаемый Али Акын, который работал Главным консультантом при ДУМ Турции, и который является самым лучшим экспертом по фикху по всему Ближнему Востоку и Турции (включая Египет, Пакистан и Среднюю Азию), описал тасаттур рабыни (джария) согласно всем мазхабам, однако деталей НЕ приводил.
Поэтому, чтобы вы убедились, что все сведения, на которые он указал являются верными, я нашел все источники и привожу их внизу.
Согласно риваяту передаваемого от Анаса ибн Малика (р.а), Хазрат Омар встретился с одной рабыней из семьи Анаса ибн Малика и увидел, что она прикрылась платком. Хазрат Омар рассердился (слегка) ударил ее и сделал ей выговор: «Открой свою голову, не старайся быть похожей на свободных женщин!».
Источники:
Абдурразак аль-Мусаннаф, III, 136, (Номер хадиса 1064),
Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, II, 41, (Номер хадиса 6236, 6239)
Сафия бинти Убайд передает: «Одна женщина вышла с платком и плащем (джилбаб) на улицу. Когда Хазрат Омар увидел ее, он спросил кто она. Ему ответили: «Она рабыня (джария)» такого-то». Хазрат Омар отправил послание (хозяину рабыни) через Хафсу и сказал: «По каким причинам ты позволяешь ей одевать платок и плащ, и быть похожей на свободных женщин? Что тебя подтолкнуло к этому? Я по ошибке подумал, что она свободная женщина. Не одевайте рабынь (джария) подобно свободным женщинам».
Источник: Байхаки, ас-Сунан-уль-Кубра, II, 320, (Номер хадиса 3221)
Согласно, Ханбалитскому алиму Ибн Кудаме, данный риваят о Хазрате Омаре и о его действиях касательно рабыни (джария) покрытой платком, настолько известный, что никто из сахабов НЕ возражал ему. По этой, причине среди сахабов состоялась иджма (консенсус) по данному вопросу.
Источник: Ибн Кудама, аль-Мугни, II, 33
ТАСАТТУР РАБЫНИ (ДЖАРИЯ) СОГЛАСНО ЧЕТЫРЕМ МАЗХАБАМ.
Общее мнение:
Согласно общности (джумхуру) всех ученых, на основании действий Хазрата Омара в отношении рабыни, общее мнение сахабов и табиинов в отношении аурата рабынь, было таковым: «аурат (аврат) рабыни (джария) подобен аурату мужчин», то есть «от коленных чашек до поясницы».
Источники:
Ибн Хазм, аль-Мухалла, III, 210, 216-222;
Маргинани, аль-Хидая, I, 44
Зейлай, Табиинуль-Хакаик, I, 97
Мовсили, аль-Ихтияр, I, 67
Маварди, аль-Хавииль-Кабир, II, 171-172
Навави, аль-Маджму, III, 173-176
Ширбини, Мугниль-Мухтадж, I, 285
Ибн Хаттаб, Мавахибуль-джалиль, II, 179
Ибн Кудама, аль-Мугни, II, 331-336
Шавкани, Найлуль-автар, II, 378-379
МНЕНИЕ ХАНАФИТОВ:
Основываясь на действиях Хазрата Омара, Ханафиты посчитали, что аурат рабыни (джария): от коленных чашек до поясницы + спина + живот.
(ГРУДИ, шея, руки, голова, лицо, все остальное может быть открытым)
МНЕНИЕ МАЛИКИТОВ:
Маликиты (другие имамы этого мазхаба) посчитали, что аурат рабыни (джария) принципиально НЕ отличается от аурата мужчин, то есть, аурат рабыни это только зона от коленных чашек до поясницы.
Источник:
Баджи, аль-Мунтака, II, 232
ОДНАКО, САМ ИМАМ МАЛИК СЧИТАЛ ИНАЧЕ.
Имам Малик считал, что аурат (аврат) рабыни (джария) НЕ отличается от аурата свободных женщин, за исключением головы и платка. Рабыни ходят без платка, а свободные женщины с платком. При этом, платок является всего лишь УРФом (обычаем) Хиджаза и не является предметом обязанности.
Источники:
Сахнун, аль-Мудаванатуль-кубра, I, 185
Ибн Хазм, аль-Мухалла, III, 224
Шавкани, Найлуль-автар, II, 379
Ибн Абдульбер ан-Намари, (известный как ибн Абд аль-Барр), «аль Кафи-фи-фуруиль-Маликия»
МНЕНИЕ ШАФИИТОВ:
У Шафиитов сложилась два мнения:
Первое: Согласно мнению Шафиитского факиха Абу Исхака аль-Марвази, для рабынь (джария) все что выше поясницы: груди, голова, спина, волосы, лицо – может быть открытым, и на всю это область чужим дозволено смотреть. То есть, область выше поясницы – НЕ аурат.
В итоге получается, что аурат рабынь (джария) идентичен аурату мужчин (только область от колен до поясницы).
Источник:
Маварди, аль-Хавиил-Кабир, II, 172
Второе: Согласно мнению Шафиитского факиха Абу Али бин Абу Хурайра, для рабынь (джария) область от шеи до поясницы является аурат, то есть нельзя показывать шею, грудь, живот и лицо. Данный аурат должен соблюдаться при намазе и при чужих мужчинах.
Согласно известному Шафиитскому ученому Имаму ан-Навави, в Шафиитском мазхабе касательно тасаттура Рабынь, сложилось ТРИ мнения!
- Аурат рабынь, идентичен аурату мужчин (только область от колен до поясницы). Шафиитские факихы называемые «Асхаб» придерживались этого мнения.
- Кроме головы и волос, в остальном их тасаттур подобен тасаттуру свободных женщин. Этого мнения придерживается Али ат-Табари (полное имя Абуут Тайиб ат-Табари)
- Голова, шея, руки, и голени до колен – могут быть открыты, так как, эти области открываются при работе. Все остальное является ауратом.
Источник:
Навави, аль-Маджму, III, 174
Ханбалитский ученый Ибн Кудама пишет, что согласно большинству Шафиитских ученых, наиболее лучшим (сахих) мнение считается, что аурат Рабынь (Джария) это только область от колен до поясницы, все остальное может быть открытым. Согласно этому мнению, получается, что аурат рабынь (джария) идентичен аурату свободных мужчин.
Источник:
Ибн Кудама, аль-Мугни, II, 332-333
МНЕНИЕ ХАНБАЛИТОВ:
Можно сказать, что у Ханбалитов сложилось два основных мнения:
Первое: Аурат рабынь, идентичен аурату мужчин (только область от колен до поясницы). Получается все остальное может быть открытом и при намазе, и при чужих мужчинах.
Источник:
Ибн Кудама, аль-Мугни, II, 332
Второе: Все тело рабыни является ауратом, за исключением: головы (волосы и лицо), кистей рук до локтей, и ног до колен (икры, ступни, голени).
Источник:
Ибн Кудама, аль-Мугни, II, 332, 333
Сам Ибн Кудама, передает, что согласно большинству Шафиитских ученых, наиболее лучшим (сахих) мнение считается, что аурат Рабынь (Джария), это только область от колен до поясницы, то есть, идентичен аурату мужчин, и что он сам лично предпочитает это мнение. Ибн Кудама пишет, что аурат рабынь это область от колен до поясницы, все остальное НЕ является ауратом и на все остальное можно смотреть, это дозволено!
Ученые Ибн Таймия и Ибн Кайим аль-Джаузи, также придерживались мнения джумхура (большинства), однако с условием, что, если это не будет фитной. То есть, они также считают, что если нет фитны, то тасаттур рабыни (джария) идентичен тасаттуру свободных мужчин.
Однако, если будет фитна (если, полуголые рабыни станут проблемой), то тогда, их тасаттур будет идентичным тасаттуру свободных женщин.
Источник:
Ибн Тамия, Маджму-уль-Фатава, XV, 371-373, 448.
Ибн Кайим аль-Джаузи, Илам-уль Муваккиин, III, 284-285
ЗАКЛЮЧЕНИЕ!
Абсолютное большинство всех ученых, всех мазхабов обосновывают свои выводы на риваяте с описанием действий Хазрата Омара (р.а) в отношении рабыни (джария), которая покрылась платком.
Как видно, мнения ученых всех четырех мазхабов ошибочны.
Почему?
Потому что, они дозволяют смотреть на полуголых рабынь.
Разве это соответствует нравственности Ислама?!
Самое лучшее и наиболее предпочтительнее мнение из всех, это иджтихад Имама Малика.
Имам Малик считал, что аурат (аврат) рабыни (джария) НЕ отличается от аурата свободных женщин, за исключением головы и платка. Рабыни ходят без платка, а свободные женщины с платком. При этом, платок является всего лишь УРФ’ом (обычаем) Хиджаза и не является предметом обязанности.
Источники:
Сахнун, аль-Мудаванатуль-кубра, I, 185
Ибн Хазм, аль-Мухалла, III, 224
Шавкани, Найлуль-автар, II, 379
Ибн Абдульбер ан-Намари, (известный как ибн Абд аль-Барр), «аль Кафи-фи-фуруиль-Маликия»
То есть, ПЛАТОК – не является фарзом (фардом), это всего лишь УРФ (обычай).
Будь, платок фарзом, тогда он был бы фарзом и как для свободных женщин, так и для рабынь.
Мнение Имама Азама Абу Ханифы, в отношении свободных женщин, такое же, как и Имама Малика.
Согласно Имаму Азаму Абу Ханифе: кисти рук до локтей, лицо, косы (длинные волосы ниже линии черепа), ½ (одна вторая) или 1/3 (одна третья) часть волос и головы спереди – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ АУРАТОМ, покрывать эти части платком НЕ требуется.
Так как, часть волос открыта, значит все волосы НЕ являются ауратом. Платок согласно Имаму Азаму, лишь нужен чтобы собрать волосы, что бы волосы не были растрепанными. Если бы, волосы считались ауратом, тогда даже часть от них, нельзя было бы показывать.
Источники:
Имам Мухаммад, «аль-Джами-ус-Сагир».
(Книга фетв от Имама Мухаммада ученика Имама Азама, в которой он передает фетвы своего учителя. Не путайте, наименование книги со одноименным сборником хадисов)
Хаким аш-Шахид, «Китаб-уль-Мюнтака».
(Хаким аш-Шахид, полное имя: Мухаммад б. Мухаммад б. Ахмад б. Абдуллах б. Абд-ул-Маджид б. Исмаил б. Хаким аль-Марвази аль-Балхи (Абу-л-Фадл). Стал шахидом в 334/946 г. Первый собиратель сообщений по основам религиозного права (Усюль) мазхаба Ханафи. Был кадием Бухары, а затем визирём Хорасана. Автор знаменитых произведений – «Китаб-уль-Мюнтака», «Китаб-уд-Дюрар ва Гурар» и др.)
Такие Ханафитские ученые как:
Абу-ль-Махасин Фахруддин Хасен бин Мансур бин Махмуд аль-Озкенди аль-Фаргани, известный Ханафитский ученый известный под прозвищем «Кадыхан», умер в 1196 году. Автор труда «Фатава Кадыхан», также известной как «аль-Фатава Ханиее или кратко Аль-Ханиее».
Абдуллах аль-Мовсили, полное имя Абуль-Фазл Маждуддин Абдуллах бин Махмуд бин Мавдуд аль-Мавсили – известный Ханафитский факих умер в 1284 году. Автор знаменитых трудов: «Аль-Мухтар лиль-фетва» и «Аль-Ихтияр ли-таалиль-Мухтар». В Ханафитском мазхабе (фикхе) его книга «аль-Ихтияр» считается одной из самых значимых четырех книг в Ханафитском мазхабе.
И многие другие также, признавали вышеуказанные иджтихады Имама Азама Абу Ханифы.
Резюмируем:
Обобщив (соединив) мнения двух муджтахидов: Имама Азама Абу Ханифы и Имама Малика, можно сказать, что:
«Платок (покрытие головы, волос и лица) – НЕ является религиозным обязательством в Исламе».