Ас-саляму алейкум (мир Вам) читатели блога.
Продолжая знакомить вас, с мнениями теолога Али Акына из Турции, призываю вас, принять за основу его подход в понимании религии Ислам, которое, основано на двух столпах:
- В вероубеждении, это – Таухид (единобожие).
- В фикхе (ахкаме) – это применение разумного и рационального подхода, вместо доминирующего в данный момент формального подхода.
Сегодня, мы рассмотрим различия двух подходов: традиционного формального подхода без изучения смысла на основе слепого копирования, и рационального подхода на основе логики и анализа первопричины с переосмыслением при актуальных параметрах на конкретном примере.
В связи с месяцем Рамазан (Рамадан), за пример мы возьмем тему: расстояния сафара и связанных с ним дозволенных послаблений. Традиционный формальный подход, рассчитывает это расстояние, приводя много доводов и расчетов, в итоге, вычисляет определенную цифру, не суть важно какую…
Таким образом, самым правильным мнением будет такое, что расстояние сафара составляет 4 барида или 48 шариатских миль – 55 миль или 88,8 км.
Ссылка: https://azan.kz/maqalat/read/kak-rasschityivaetsya-rasstoyanie-safara-v-hanafitskom-mazhabe-11347
Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.
Ссылка: https://umma.ru/namaz-v-puti/
Для чего это нужно? Это расстояние является критерием для облегчения некоторых обрядов, то есть если человек путешествует на расстояние больше этого предела, он может сократить 4-ракаята намаза до 2-х ракаятов, а также не постится в этот день в месяце Рамазан, с условием возмещения этого дня позже в благоприятных обстоятельствах.
Традиционный формальный подход, подтвердит, что это облегчение действительно и сегодня, и просто скопируют без осмысления.
Однако, разумный подход возразит и скажет, а давайте проанализируем при каких условиях были даны такие послабления, и действительны ли они сейчас, ведь условия могли изменится. Условия действительно изменились….
Тогда |
Нет дорог |
Нет скоростного транспорта |
Нет кондиционера |
Погодные условия сильно влияют (жара, зной, холод, мороз) |
Целый день сидеть в седле, не всякий выдержит, не привыкший человек запросто натрёт себе мозоли |
Физические нагрузки или трудные условия, требуют еды и/или обильного питья (в зной хочется пить, в морозный день, нужно есть чтобы восполнить энергию для тепла) |
Тяжелые физические нагрузки |
Верблюд может проходить 30—40 км в день при дальних переходах[19]. Верблюд со всадником может проходить до 100 км в день, средняя скорость при этом составляет 10—12 км/ч[2] То есть, раньше 90 км, для каравана – это ДВА ДНЯ трудного пути. Даже для одинокого путника – это, в любом случае ДЕНЬ, не меньше. |
Громадные расстояния в тысячи км, преодолевались за недели или месяцы |
Сейчас |
Есть комфортные автобаны, дороги |
Есть скоростной транспорт |
Есть кондиционер |
Погодные условия практически не влияют (разве что бураны, но тогда закрывают дороги) |
Посидеть час на комфортабельном сиденье авто / самолета без какого-либо риска для здоровья |
Посидеть всего 1 час в автомобиле с кондиционером вовсе не трудно, пост можно запросто держать нет чрезмерного чувства жажды и голода |
Практически ноль нагрузок |
Для Автомобиля: 40 км – это не более 30 минут. 100 км – это не более 1 час – 1 час 30 минут (если дорога плохая) Сегодня 100 км, это смехотворное расстояние, никто в наши дни пешком не ходит. |
Сегодня из Алматы в Омск, всего-то полтора часа полета в комфортабельных условиях. |
Посмотрите, изначальные на условия для указанных облегчений исчезли. Они уже НЕ актуальны, прежних условий нет практически на 98% по всему миру!
Может быть облегченные правила еще актуальны, для труднодоступных горных районов или пустынных местностей, но для таких случаев можно сделать исключения.
То есть, в наших реалиях, эти дозволения должны быть действительными, только в исключительных случаях, но не повсеместно.
Указанные дозволения можно разрешить с оговорками для пастухов в горах на отгонном скотоводстве, но обычному урбанизированному мусульманину, который летит из Казани в Москву (825 км – 1,5 часа полета) или едет в автобусе / поезде из Астаны в Кокшетау (300 км – 3,5 часа пути) такие послабления в принципе и не нужны, но и не действительны потому что, основы для этих дозволений исчезли. Раз исчезли первоначальные основы, то и разрешения аннулируются.
Именно такой рациональный подход поясняет Али Акын, в своих видео лекциях.
Комментарий от автора блога:
Я, полностью согласен с таким подходом и разъяснением от себя лишь могу добавить следующее. Я бы предложил улемам рассмотреть возможность предоставить дозволение или даже наказ НЕ соблюдать пост с условием возмещения в другие дни: водителям междугородних автобусов; пилотам самолетов; машинистам поездов; капитанам кораблей, и так далее ….
Так как, эти люди несут ответственность за жизнь и безопасность многих других людей и с учетом высоких скоростей современных транспортных средств, любое даже малое ДТП, авария или крушение может стоить десятки, сотни или даже тысячи жизней.
Поэтому, таким ответственным сотрудникам НЕ следует держать пост во время своих дежурств в силу того, что по причине голода или жажды могут временно ослабнуть их внимание, рефлексы и реакции в критические моменты при управлении транспортным средством.
Всего вам наилучшего и до следующей статьи.