Ас-саляму алейкум (мир Вам) читатели блога.
В этой лекции уважаемый Али Акын, рассказывает нам о важности знания исторической хронологии при тафсире Корана. Также, это лекция полезна тем, что показывает нам научный метод, с применением которого мы сможем достичь правильного знания и результата. Это лекция связана, с со статьей про дядю пророка Абу Талиба, если вы еще не прочли эту статью, обязательно ее прочтите.
Любой муфассир, алим занимающийся тафсиром Корана, обязан знать на высочайшем уровне историю, и хронологию событий, иначе, он обязательно наделает ошибок. Даже большие ученые допускали такие ошибки, рассмотрим на примерах.
Имам Абу Мухаммад аль-Багави, очень известный исламский ученый и автор множества трудов, в своем известном тафсире «Маалим ат-Танзиль» при тафсире суры Музаммиль, связал эту сура с хз. Айшой. Название суры переводится как «Эй, укрывшийся плащом (покрывалом)», и некоторые алимы среди которых и Багави, при тафсире этого аята, ошибочно пишут, что пророк укрылся покрывалом Айшы. Сура Музаммиль третья по очередности, после сур аль-Алак и аль-Калам, в момент ниспослания данных сур хз. Айшы еще не было. Связывать эту суру с хз. Айшой большая ошибка.
После аль-Багави, некоторые большие алимы также повторяли данную ошибку, например, Махмуд аз-Замахшари и многие другие.
Такую же ошибку допускают с аятами регулирующими нормы (ахкам). Например, сура Араф, аят 31.
О потомки Адама! Украшайтесь для (посещения) мечети (или для каждого намаза). Ешьте (разрешенную пищу) и пейте, но не будьте расточительны, ибо Он (ваш Господь) не любит расточительных.
Ученые ханафиты, приводят этот аят, как довод для хиджаба, но, аяты предписывающие хиджаб (нормы одеяний в общем) были ниспосланы позднее данного аята, и никак не связаны с аятом 31, суры Араф.
Еще один пример, после суры Касас, идет 50-ая сура Исра (про исра и мирадж), по времени ниспослания данной суры есть тоже множество противоречивых сведений, и чтобы разобраться в них нужно очень хорошо знать историю и хронологию событий.
Например, для суры «Исра», есть следующие риваяты о времени ниспослания:
- За 1 год до Хиджры
- За 1 год и 3 месяца до Хиджры
- За 1 год и 5 месяцев до Хиджры
- На 5 год пророчества, значит за 7 лет до Хиджры
- За 3 года до Хиджры – Али Акын, предпочитает это мнение, он находит его более достоверным.
Есть такой знаменитый ученый Малакитского мазхаба Кады Ияз (умер 1149 году), касательно ниспослания суры Исра, он предпочел мнение, что мирадж произошел на пятый год пророчества, если округлить, то значит за 7 лет до Хиджры, если учитывать и месяцы, то получается за 8 лет до Хиджры. Получается, по мнению Кады Ияза, событие мирадж (вознесение) произошло за 7-8 лет до Хиджры.
Кто еще предпочел это же мнение? Большой ученый муфассир Абу Абдуллах аль-Куртуби (умер 1273 году), автор знаменитого «Тафсира аль-Куртуби» в 20 томах, тоже так считает. Аналогично, и еще один большой ученый Мухйиддин ан-Навави (умер 1277), Имам Навави считается муджтахидом в Шафиитском мазхабе, и он также отмечает, что предпочитает риваят который предпочел Кады Ияз.
Али Акын, говорит, если, они знали бы какие суры были ниспосланы до 6-го года пророчества, тогда, они не впали бы в эту ошибку. Эти суры следующие: аль-Аляк, аль-Калам, аль-Музаммиль, аль-Муддассир, аль-Фатиха, Таббад, ат-Таквир, аль-Аля, аль-Лайл, аль-Фаджр, ад-Духа, аль-Инширах, аль-Аср, аль-Адият, аль-Каусар, ат-Такасур, аль-Маун, аль-Кафирун, аль-Филь, аль-Фалак, ан-Нас, аль-Ихлас и наконец 23-я сура ан-Наджм.
Все вышеуказанные суры были ниспосланы до 6-го года пророчества пророка, если, бы событие Мирадж (вознесение на небо) произошло бы до 6-го года пророчества, тогда и сура Исра, поведывающая об этом была бы ниспослана в это же время.
Вспоминаем, Кады Ияз предпочел мнение, что «сура Исра была ниспослана на 5 год пророчества, значит за 7 лет до Хиджры», аналогично, с мнением Кади Ияза согласились такие большие ученые как аль-Куртуби и имам Навави. Но, как вы видите, очерёдность ниспослания сур Корана, опровергает их мнение.
Конечно, некоторые могут возразить с очень большой натяжкой, что мол, а, могло ли быть так, сперва произошло событие Мирадж, а, сура Исра поведывающая об этом была ниспослана через года после этого. Что можно сказать о таком? Это, абсолютно нелогично, ненаучно, и такого быть не может.
Мирадж – это, одно из самых больших чудес нашего пророка, как оно может случится в одно время, а сура Исра, поведывающая об этом, ниспослаться гораздо позже, через года? Такого быть не может, само событие Мирадж и сура Исра связаны во времени, можно сказать произошли в один краткий промежуток времени.
Некоторые, ученые считают, что, сура Исра была ниспослана за 1 год до Хиджры. Кто это? Например, большой ученый представитель Захиритского мазхаба Ибн Хазм (умер 1064 году, полное имя Абу Мухаммад Али ибн Ахмад аль-Андалуси). Это мнение тоже необоснованное и не является предпочтительным.
Потому что, этому нет логического объяснения. В Мекканский период (до Хиджры) были ниспосланы 86 сур Корана, сура Исра по очередности ниспослания является 50-ой сурой. Получается, из 86 отнимаем 50, значит оставшиеся 36 сур тогда должны были бы быть ниспосланными в течение 1 года! Среди этих 36 сур, коротких очень мало, большинство наоборот длинные суры.
Эти 36 сур не могли быть ниспосланными в очень краткий период, потому что, в аяте номер 32, суры Фуркан, говорится:
Неверующие спрашивали: «Почему это Коран не ниспослан ему(Мухаммаду) целиком сразу?» (Всевышний отвечает: Мы решили сделать) так, чтобы укрепить посредством него твое сердце, (поэтому) Мы ниспосылали его постепенно.
Поэтому, Али Акын, убедительно доказывает, что самое предпочтительное мнение о времени ниспослании суры Исра, и соответственно, события Мирадж, это – за 3 (три) года до Хиджры.
Али Акын подчеркивает, что конечно же были муфассиры, которые придавали важность очередности ниспослания сур, то есть хронологии событий, если, их упомянуть, это: Хусейн аль-Марвази (умер в 777 году); имам аз-Заркаши (умер в 1391 году) в своей книге «Аль-Бурхан филь-улюмиль-Коран»; Имам Суюти (умер 1505 году) в своем труде «Ал-Иткан фи улум аль-Коран».
Так, где же была потеряна эта нить с правильными тафсирами Корана? Если, проследить до источника, то все началось с того что, хз. Омар не принял мусхаф Корана хз. Али. При жизни пророка (с.а.с) было назначено несколько катибов (секретарей) для записи ниспосланных аятов, именно хз. Али был главным катибом.
Мусхаф Корана хз. Али, был изначально организован в порядке ниспослания аятов и сур. Главной особенностью этого мусхафа, являлось то что, хз. Али записывал комментарии к сложным аятам, разъяснения от самого пророка. Али предупреждал хз. Омара и других, что если, они примут его мусхаф Корана, то, позже среди мусульман не будет разногласий по тафсиру Корана. К сожалению, хз. Омар, не преднамеренно допустил большую ошибку, не приняв мусхаф Корана хз. Али.
Подчеркиваем, мусхаф хз. Али был организован в порядке очередности ниспослания, к сожалению, этот мусхаф не был принят, вследствие этого, под контролем хз. Омара был собран Коран в действующей версии, где суры размещены по критерию длин и краткости сур.
(Примечание: Все мусхафы Корана, были абсолютно идентичны, единственная разница в размещении сур по очередности ниспослания или нет)
Ибн Абу Дауд (умер в 929 году, сын знаменитого мухаддиса Абу Дауда, автора сборника «Сунан Абу Дауд») в своей книге «Китаб-уль-Месахив» подробно исследует тему мусхафов Корана, он пишет в этой книге следующее «если бы, за основу взяли бы мусхаф Корана составленный хз. Али, то, настоящее знание было бы в том мусхафе».
На этом все, в последующем будет статья и касательно хадисов, где также, будет рассмотрена тема Хадисов в общем с позиции исторической хронологии, и будут приведены примеры, где знание исторической хронологии поможет нам отвергнуть ложные хадисы, даже если они приведены в самых авторитетных сборниках хадисов.
Как всегда, также добавляем ссылку на соответствующую лекцию уважаемого Али Акына.
Подписывайтесь на его Youtube канал, это будет вашим вкладом для распространения истины.