Что такое Кадар (Предопределение)?

Что такое Кадар (Предопределение)?

Уважаемые слушатели(читатели), сегодня мы постараемся разъяснить очень и очень важную тему.

Что такое Кадар (Предопределение)?

Начиная с ранних времен, тема «Кадар» и ее интерпретация занимала умы мусульман. Лишь только, по причине споров о толковании и понимании данного термина в Исламе появились различные мазхабы по вероубеждению.

Так что такое Кадар?

В нашем (Турецком) фольклоре, культуре, в искусстве и литературном творчестве слово «Кадар», в особенности в народных и современных песнях используется часто и повсеместно.

«Так сложилось (такая участь), не плач!»,

«Эту (предопределенную) участь не я писала»,

«Эта предписанная мне, несчастная судьба (кадар)»

«Такова моя судьба (кадар), хоть плач или не плачь»

Что же это такое Кадар? Какая сила назначает (определяет) Кадар?

Согласно, древним Месопотамским поверьям, существовавшим в 2000-х годах до Н.Э., например, согласно вере Халдеев, «кадар» определялась звездами. Халдейцы, верили что звезды опредtляют Кадар (предписанное)!

Это описывается и в Коране, в суре Аль-Анам, с 74-го аята, где, пророк Ибрагим (а.с.) обращаясь к своему отцу говорит:

Неужели ты думаешь, что я буду молиться идолам?! И буду предполагать что мой Кадар, все хорошее и все плохое идет от них?! И буду им поклоняться?!

Также пророк Ибрагим (с.а.с), чтобы показать их невежество и абсурдность их верований, глубокой ночью, указав на самую яркую звезду на небосклоне молвил им: «Согласно вашей вере, эта (звезда) должна быть моим богом!». Когда же, эта звезда закатилась, пророк Ибрагим (а.с.), сказал: «Я не люблю исчезающих (погасающих)!».

После этого, как только взошла Луна, которая ярче любой звезды на небосклоне, пророк Ибрагим (а.с.) сказал: «Согласно вашей вере, Луна должна быть моим богом!». Когда же, луна покинула небосвод, пророк Ибрагим (а.с.), сказал: «Если бы мой Бог не наставил бы меня на истинный путь, то стал бы заблудшим как вы».

После того взошло солнце, пророк Ибрагим (а.с.) сказал: «Согласно вашим критериям, неужели это мой бог, ведь оно ярче и больше двух предыдущих!». Однако, когда солнце ушло в закат, пророк Ибрагим (а.с.), сказал: «О мой народ, я не верую во, что веруете вы, и солнце не может быть Богом!».

Пророк Ибрагим (а.с.), совершил это умышленно, чтобы логически доказать своему народу их неверное мышление, а, также, чтобы укрепить свою веру доказательствами.

Согласно вере Халдеев, существовало семь небесных тел (фелек): Луна (Камер), Меркурий (Утарит), Венера (Зухра), Солнце, Марс (Мерих), Юпитер (Муштери), Сатурн (Зухаль), плюc еще два небесных тела, которые были: неизменное тело и Небесное тело (которое считалась самым главным, без имени). Согласно Халдейской космогонии, Земля стояла в центре, и эти семь небесных тел кружились вокруг Земли. Причем, они считали, что каждое небесное тело, тянет и заставляет двигаться два небесных тела рядом (до и после).

Таким образом, они верили, что эти небесные тела (сферы), влияют на судьбу человека с рождения до его смерти. Самым влиятельным они считали последнее небесное тело (фелек).

До прихода Ислама, в языческих верованиях того региона (Месопотамия, отчасти Египет и Древняя Греция), вера во влияние небесных тел на судьбу человека было основным и распространенным.

Здесь, я хочу, просто отметить тот факт, что во время правления Аббасидского халифа Абдуллаха аль-Мамуна (родился в 786 году, умер в 833) – была открыта первая в мире Академия Наук (Дом мудрости или Байт аль-хикма), и возглавил ее Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (умер в 847 году), этот великий ученый и его команда, еще тогда опровергли Геоцентрическую модель солнечной системы – доказали – Гелиоцентрическую модель, где в центре Солнце, и все планеты кружатся вокруг нее.

Также, я, хочу здесь, сделать отступление и о Сатурне (Зухаль), о которой рассказывается в суре ат-Тарик.

Сура ат-Тарик

  1. Клянусь небом и ат-Тарик!
  2. Откуда ты мог знать, что такое ат-Тарик?
  3. Это небесное тело (звезда), разрывающее (своей энергией) все вокруг себя (или небесное тело разрывающее темноту вокруг себя)

Примечание: перевод Али Акына.

Здесь, нужно приостановится и разъяснить, что такое ат-Тарик?

«Клянусь небом и ат-Тарик!»

Так что-же это ат-Тарик?

Тарик – это, небесное тело, которое своей гравитацией разрывает небо (пространство) вокруг себя, то есть, здесь в переносном смысле, говорится, что оно разрывает объекты близкие к нему. Тарик – это, по новейшему названию планета Сатурн, по старому арабскому названию Зухаль.

Как вы знаете, вокруг планеты Сатурн, есть прекрасные кольца!

Сатурн своим гравитационным притяжением, своей массой, притянул к себе одну или несколько спутников и разорвал их на кольца.

Коран, указывает на этот факт, во время ниспослания и некоторые из старых Тафсиров Корана, аналогично, это разъяснили. Были такие из ученых, кто именно, так это и разъяснил.

Некоторые, которые НЕ уразумели настоящего смысла аята, переводят как «звезда, разрушающая (своим светом) темноту», но, это не так! 

Коран описывает Сатурн (ат-Тарик), как планету (звезду) разрывающую все вокруг себя, это безусловное чудо Корана!

Современная наука только в нашем столетии доказала, что кольца Сатурна – молодые образования и НЕ возникли вместе с планетой, как это раньше они представляли. Кольца Сатурна, появились относительно недавно, когда Сатурн, разорвал своей гравитацией свой гипотетический спутник.

О появлении колец Сатурна, и об их возрасте! 

Ссылка: https://russian.rt.com/science/article/593648-kolca-saturna-vozrast

Ссылка: uchyonie-obyasnili-chetire-zagadki-saturna-odnoy-gipotezoy

Вернемся к теме, конечно же, как только Ислам пришел на эти земли. Ислам, опроверг и отверг все языческие верования о Кадар (судьбе, участи, предопределении). В особенности, были отвергнуты все астрономические и астрологические верования, связывающие судьбу и предписанное со звездами, с планетами с Солнцем. Естественно, никакие планеты, зодиаки, созвездия и Солнце, никак, не могут влиять на нашу судьбу. Ислам отвергает все эти несостоятельные верования!

Каким же тогда образом, это неверное представлени о «судьбе» позднее вошло в Ислам обратно?

Когда Хазрат Осман (р.а) состарился, он выжил из ума, это подтверждается нашими источниками. Например, Хазрат Айша (р.а) очень обозленная на его решения, говорила о нем следующее:

«Уктулюн нахселе (Убейте этого выжившего из ума старика)».

Слова Хазрат Айши (р.а) в отношении Хазрата Османа

Что такое «нахселе»?

Словарное значение этого слова «старый выживший из ума старик, глупый старик». Омейяды, воспользовались беспомощным положением Хазрата Османа (р.а), и сделали его Генеральным секретарем племенника Хазрата Османа –  Марвана, который фактически захватил всю власть и де-факто правил Халифатом. Печать Халифа, была у Марвана и Марван начал назначать только своих родственников и сторонников на самые ключевые и хлебные места.

В то время, 50 (пятьдесят) самых известных сахабов, вместе, написали петицию на имя Хазрата Османа (р.а) (на имя Марвана), о, неправоте Хазрата Османа (Марвана) в своих действиях на государственном посту по 19 (девятнадцати) отдельным темам. Они указали на ошибочность этих действий, и потребовали отказаться от неверных практик, совместную петицию они передали через Аммара ибн Ясира.

Когда, Аммар ибн Ясир пришел с данной петицией к Марвану, Марван и его друзья решили преподать ему такой урок, чтобы, другим, отныне не повадно было. Они его очень сильно избили, поранили и выбросили на улицу, избитого и израненного.

Против каких действий протестовали сахабы?

Мы уже рассказали, что Хазрат Осман (р.а) был вышившим с ума стариком, он стал номинальной фигурой, марионеткой в руках Марвана и Омейядов. Печать халифа и соответственно все полномочия Халифа, были в руках Марвана.

Злоупотребляя властью Халифа, Марван выдал Омейядам (своим кровным и близким) родственникам очень большие земельные уделы бесплатно из государственного фонда.

Вся государственная казна перешла в их руки, и, они запускали туда свои грязные и коррумпированные руки как хотели и когда хотели.

В свое время, родной дядя Хазрата Османа – Хакем ибн Абу аль-Ас, был изгнан и сослан самим пророком (с.а.с), за свои издевки над пророком (с.а.с). Хазрат Омар (р.а) неоднократно предлагал пророку (с.а.с) избавится от всех мунафиков (двуличных), однако, пророк (с.а.с) запретил делать это Хазрату Омару. Пророк (с.а.с) сказал: «так нельзя делать, люди будут говорить: «Муххамад убивает своих сторонников, это станет материалом пропаганды против Ислама».

Хотя, многих мунафиков наш пророк (с.а.с.) терпел, однако, родного дядю Хазрата Османа, он наказал ссылкой в г. Таиф. После смерти пророка (с.а.с), во время правления халифа Хазрата Абубакра (р.а.), все Омейяды пошли на поклон ему и просили у него отмены данного наказания. Однако, Хазрат Абубакр (р.а) сказал: «Нет, никогда этому не быть! Я никогда не прощу того, кого наказал сам пророк (с.а.с)».

Во время правления Хазрата Омара (р.а), Омейяды также просили у него отмены данного наказания. Однако, Хазрат Омар (р.а) аналогично отказал им сказав: «Нет, это невозможно! Я не могу простить того, кого наказал сам пророк (с.а.с)».

Однако, Хазрат Осман, как только пришел к власти, сразу же простил его и отменил наказание в виде ссылки. Причем, не только отменил наказание, но, и еще вознаградил!

Марван, родной сын Хакема ибн Абу аль-Аса, стал генеральным секретарем Хазрата Османа.

У Марвана был родной брат – Харис, которому отдали все права на налоговые поступления от рынка города Медины! Доход со всей торговли на рынке облагался налогом «ушур» - десятиной, то есть, 1/10 часть от прибыли нужно было уплачивать в виде налога. Самому Хакему ибн Абу аль-Асу – родному дяде Хазрата Османа было выплачено одноразово и безвозмездно из государственной казны – 100 000 (сто тысяч) дирхамов!

Абдуллаху ибн Усайду, одному из лидеров Омейядов, Хазрат Осман выдал из казны 300 000 (триста тысяч) дирхамов!

Чтобы вам было понятно о каких суммах идет речь, в то время, 10 (десять) дирхамов = 1 (одному) мискалю.  Мискаль – был равен золотой монете Римской Империи.

Обладатель 20 мискалей Золота, считался богатым и был обязан платить закят! Нисаб закята, тогда рассчитывался так:

5 верблюдов = 30 коров = 40 овец = 200 дирхемов = 20 мискалей золота

На 20 мискалей можно было купить 30 коров.

Расчет от автора Блога:

100 000 дирхамов / 10 = 10 000 мискалей.

10 000 мискалей / 20 мискалей = 500

500 X 40 коров = 20 000 (двадцать тысяч) коров.

20 000 коров X 1000 USD = 20 000 000 (двадцать миллионов) USD.

 То есть, Хазрат Осман подарил своему родному дяде из казны, сумму эквивалентную 20 миллионам долларов в наши дни.

Муавия ибн Суфьян, который был Губернатором всей Сирии и Палестины (регион Шам или Дамаск) при Хазрате Османе, владел монополией на торговлю алкоголем в этом регионе и занимался торговлей алкоголем.

Многие сахабы, протестовали против таких деяний Муавии. Муавия, отправлял их к Хазрату Осману со своими жалобами на них самих. Хазрат Осман, наказывал всех сахабов, которые жаловались на Муавию.

Одним из таких знаковых сахабов был – Абу Зарр аль-Гифари. Он был очень праведным и главное правдивым, он высказал в лицо Муавии ибн Суфьяна, все его бесчинства, не соответствующие Исламу. Муавия, разозлившись на него, усадил его на верблюда без седла и таким жестоким образом отправил его к Хазрату Осману в Медину. Для его сопровождения в Медину приставил к нему злого и жесткого человека, который контролировал, чтобы Абу Зарр аль-Гифари доехал до Медины без седла, испытав все трудности пути многократно.

Хазрат Осман спросил Абу Зарра аль-Гифари:

«Почему это ты, высказываешься против наших решений?!».

На этот его вопрос, Абу Зарр аль-Гифари ответил ему:

«Ты отдал всю власть, лишь для своей клики, в руки Бану Умайя (Омейядов)! Я же слышал от пророка, как он сказал: «Если, их количество на государственной службе превысить 30 (тридцати) человек, они, разделят меж собой государственную казну, а, мусульман (народ) будут эксплуатировать словно они рабы, а, религию Аллаха превратят в средство обмана и эксплуатации людей».

Абу Зарр аль-Гифари, подметил правильно, потому что, все губернаторы регионов и мэры городов, все командиры войск – все они были одними из Бану Умайя, все они были родственниками ближайшими Хазрата Османа.

В ответ на эту претензию Хазрат Осман позвал Хазрата Али (р.а) и сказал ему:

«О, Али, слышал ли ты данный хадис от пророка (с.а.с)?»

Хазрат Али (р.а) ответил ему:

«Нет, я, не слышал данный хадис. Однако, я слышал, что пророк (с.а.с) сказал: «Под этим небом и над этой землей, нет более правдивее человека чем – Абу Зарр»

Согласно, словам пророка (с.а.с), согласно хадису от Хазрата Али (р.а), если, Абу Зарр сказал что-либо, это чистая правда.  (Хадис об Абу Заре, передается в Муснад Ибн Ханбаль, Сунан Ибн Маджа, Сунан Тирмизи)

Однако, Хазрат Осман (р.а) несмотря на слова Хазрата Али (р.а) об Абу Зарре, разозлился на Абу Зарра и сослал его из Медины в Рабза. Абу Зарр до своей смерти был вынужден жить в ссылке.

В петиции 50-ти самых видных сахабов, были выдвинуты претензии Хазрату Осману на его непотический стиль правления, которые были сформулированы в 19 (девятнадцати) пунктах. На эти 19-пукнтов, многие пытались возразить или оспорить их, однако, все возражения оспаривающих не дают удовлетворительных ответов.

Чтобы заткнуть народ, чтобы отрезать подобные возмущения, чтобы отсечь подобные мысли о власти, центральная власть, решила заткнуть их вопросом – «Кадар (предопределение)».

Они извратили истинное значение термина «Кадар» и нагрузили это слово, новым смысловым значением – «Кадар – это, предопределение Аллаха».

То есть, якобы, это Всевышний Аллах вас заставляет (приводит) к этому, якобы, это Его воля!

«Наша власть над вами, это – воля Всевышнего, вы, НЕ имеете права НЕ подчинятся нам»

Вот, таким образом, вероубеждения фаталистов «Фатализм» (Джебрие) вошел в Ислам. Согласно, их убеждениям, Всевышний Аллах предопределяет судьбу человека и по сути заставляет человека поступать так, как он поступает по жизни, у людей нет свободы воли, они должны делать то, что предписано.

Таким образом, вероубеждение Фаталистов, их неверное понятие слова «Кадар» вошло в Ислам, и некоторая часть, придерживалась этого убеждения.

Омейяды, ловко использовали это убеждение для своих целей, они говорили:

«Наша власть над вами, является для вас – Кадаром (вашим предопределением), поэтому, вы НЕ имеете права оспаривать нашу власть»

Утверждение Омейядов

Конечно же, не все приняли это, против них вышли – Мутазилиты, которые категорически отвергли это, они сказали:

«Категорически нет! Мы не принимаем такое понятие. Раб является творцом своих деяний. Раб, когда делает что-то, он, сам непосредственно и створяет это. Деяния раба, НЕ являются принуждением со стороны Всевышнего»

Противоположное утверждение Мутазилитов

Таким образом, случился еще один раскол и на этот раз возник мазхаб «Кадаритов» (Кадария), которые, наоборот, полностью отвергают и отрицают – Кадар (предопределение)!

Третий мазхаб, возникший из спора о «Кадар» это – Мурджия, но, убеждения Мурджия, практически не отличаются от убеждений «Ахлю Сунны», их убеждения, отличаются лишь в малых нюансах.

Основным мазхабом в этом вопросе, можно считать убеждения «Ахлю Сунны», которые примерно стоят посередине двух крайностей. Их убеждения можно сформулировать, следующими словами:

«Абсолютного принуждения со стороны Аллаха – нет, также, нет и абсолютного творения Рабом. Свобода выбора и свобода воли есть, но, она минимальная, но, НЕ абсолютная»

Утверждения «Ахлю Сунны»

Это формулировка вопроса, была обозначено как вероубеждение – «Ахлю ас-Сунны ва-ль-Джамаа». Ахлю ас-Сунны ва-ль-Джамаа заняло позицию посередине, ни туда и ни сюда.

С каких аятов Корана возникли эти разногласия?

В Коране есть определенные аяты, давайте, я их вам перечислю и приведу.

Сура Худ, 118

  1. Если бы твой Господь пожелал, то Он сделал бы людей единой общиной(исповедующей истинную веру). Однако они(люди) все еще противоречат друг другу (кто-то следует истине, а кто-то — заблуждению).

Ссылка: https://azan.ru/tafsir/Hud/118

Сура ан-Нахл, 93

  1. Если бы Аллах захотел, то сделал бы вас единой общиной(верующих). Но Он сбивает (с верного пути), кого пожелает, и наставляет, кого пожелает. И вас (люди) обязательно спросят (в Судный день) о ваших поступках.

Ссылка: https://azan.ru/tafsir/an-Nahl/93

Сура аль-Маида, 48

  1. Мы ниспослали тебе (Мухаммад)Книгу с истиной в подтверждение Книги, которая была раньше, и как свидетельство о ней. (Так) суди же их по тому, что ниспослал Аллах, и не следуй их прихотям, отходя при этом от истины, что пришла к тебе. Каждой (общине) из вас Мы определили закон и путь (ведущий к Аллаху). Если бы Аллах захотел, то сделал бы вас единой общиной (которая на протяжении всех веков придерживалась бы одной религии), но Он (разделил вас, потому что) желает испытать вас тем, что дал вам (разными законами для каждой общины). (Пока не пришла смерть) спешите (опережая друг друга) в совершении добрых дел. Все вы вернетесь к Аллаху, и Он сообщит вам (правду) обо всем, о чем вы спорили.

Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Maida/48

Сура аль-Анам, 149

  1. Скажи (им, Мухаммад): «У Аллаха есть убедительное доказательство(подтверждающее истину). Если бы Он пожелал, то наставил бы (на истинный путь) всех вас».

Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-An'am/149

Сура Юнус, 99

  1. Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве станешь ты принуждать людей стать верующими?

Ссылка: https://azan.ru/tafsir/Yunus/99

В вышеперечисленных аятах Корана, Всевышний Аллах говорит:

«Если бы, Господь пожелал бы (захотел бы), то мог бы сделать всех единой общиной (всех принудить к вере)».

В некоторых аятах говорится, что, Всевышний мог бы всех принудительно заставить уверовать, в некоторых аятах говорится, что, Всевышний мог сделать всех единой общиной (уммой) – если, Всевышний, этого пожелал бы.

Все расхождения по термину Кадар (предопределение) – восходят к различным тафсирам (толкованиям) этих аятов, а, точнее фразы – «Если, Господь пожелал бы».

Фаталисты, отсюда вывели неправильный вывод, дескать: «Всевышний Аллах, пожелал этого, значит, все обязаны делать все что предписано, значит, раб НЕ является Творцом своих деяний».

Мутазилиты, отсюда вывели противоположный вывод, дескать: «Всевышний Аллах, НЕ пожелал этого, значит, раб является Творцом всех своих деяний. Всевышний Аллах, НЕ захотел вас принуждать, от дал вам полную свободу воли».

Мутазилиты, именно так понимали и толковали эти аяты, однако, их формулировка: «Раб является творцом своих деяний» – неверна!

Раб, НЕ может быть Творцом!

Раб Божий, НЕ может творить или сотворят!

Как мы разъясняем эти аяты в своем тафсире Корана?

Мы говорим следующее:

«Если, Всевышний Аллах, захотел бы принудительно заставить всех, то, Аллах, мог бы сделать всех единой общиной. Конечно же, Всевышний Аллах, мог бы объединить всех людей вокруг одной веры. Если, Всевышний захотел бы принудительно (для сотворенных), то, Он, мог бы всех заставить к этому. Однако, Всевышний Аллах, не стал применять свою силу принуждения. Всевышний Аллах дал полную свободу воли своим рабам (сотворенным)».

Хорошо, а, что же тогда «Кадар»?

В Коране говорится, что, все записано в «Лавх аль-Махфуз» (Хранимой скрижали).

Говорится, что там все записано, но, что же там записано?!

В «Лавх аль-Махфуз», записаны: меры и формулы всего на свете; там записаны, все законы мироздания; все физические константы Вселенной; все физические, химические, биологические, электромагнетические и иные законы, принципы и константы всей нашей Вселенной!

Примечание:

Храни́мая скрижа́ль (аль-лавх аль-махфу́з) — согласно Корану, это первоисточник всех священных писаний, на котором записаны все прошлые и будущие события. Хранимая скрижаль олицетворяет Божественное знание и неразрывно связано с Божественным предопределением (кадар).

Внимание! Это НЕВЕРНОЕ определение, приведено просто для справки!

То есть, предопределенное (Кадар) записанный в Лавх аль-Махфуз, это НЕ действия рабов Божьих и НЕ их жизни!

Что записано в «Лавх аль-Махфуз»?

В «Лавх аль-Махфуз» записаны формулы (рецепты) событий и существ. Например, там указано, что, если, соединить два атома Водорода (H) и один атом Кислорода (O), то сотворится (получится) одна молекула Воды (H2O). Однако, Творцом здесь выступает Всевышний Аллах, ведь, молекула получается по предписанным законам Всевышнего Аллаха, человек НЕ творит.

Для всех (химических) субстанций, смесей, веществ, элементов таблицы Менделеева – существуют установленные заранее Всевышний Аллахом, формулы для их синтеза (получения, то есть, сотворения)!

Ведь, все элементы в мире сотворены буквально из первичного Водорода, когда зародилась Вселенная. Если, точнее сперва была: горячая плазма; по мере остывания плазмы начали образовываться субатомные частицы; затем атомные частицы (электроны, протоны, нейтроны); затем из них получился первичный атом Водород; и уже, из Водорода при его горении внутри звезд образовались все остальные элементы тяжелее Водорода (Нуклеосинтез).

Все живые существа в нашем мире также зарождаются (сотворяются) Всевышним Аллахом, по установленным Аллахом, биохимическим законам!

Когда все предписанные условия для зарождения жизни соблюдаются, в тот момент, Божественная сила проявляется там и появляется жизнь.

То есть, у раба Божьего нет силы для сотворения чего-либо, как это утверждали – Мутазилиты, в этом, они были НЕ правы!

Творение, то есть, сила и мощь для сотворения чего-либо принадлежит только Всевышнему Аллаху и никому более!

Однако, возможность соединить все необходимое вместе и/или осуществить все необходимые предпосылки по формуле (по рецепту) была дана – рабам Божьим.

Для материальных дел или нематериальных (духовных) дел, не важно, чтобы, был получен результат, нужно, чтобы предписанная для этого формула исполнялась!

Для исполнения ваших желаний, для обращения в результаты ваших попыток, усердий – нужно, чтобы положенная формула выполнялась полностью. Если, все части формулы будут исполнены, тогда и будет результат, но, результат НЕ получается от действий Раба Божьего, результат сотворятся Всевышним!

Сила Творения принадлежит лишь только Всевышнему Аллаху и никому более, утверждение Мутазилитов, что «Раб является творцом своих деяний» ошибочно!

Что же делает Раб Божий?

Раб Божий лишь осуществляет формулу, для всех материальных и нематериальных дел, если, раб Божий, соблюдет все предпосылки, все причины, все необходимые исходные материалы или требования, тогда, Божественная сила проявит себя там, и Всевышний Аллах сотворит то, что должно сотворится.

Это и есть правильное и верное описание термина – Кадар!

Всевышний Аллах, никого НЕ принуждает совершать плохие поступки или ошибочные действия, как, это утверждают Фаталисты (Джебрие).

Однако, к сожалению, в особенности у Суфийских поэтов, неверная вера в фатализм очень распространена. Даже у нашего национального поэта, автора гимна Турции – Мехмета Акифа Ерсоя, в некий период его творчества превалировал фатализм. Например, вот отрывок его стиха:

Cânîleri, katilleri meydâna süren Sen;

Cânîdeki, katildeki cür'et yine Senden!

Sensin yaratan, başka değil zulmeti, nûru;

Sensin veren ilhâm ile takvâyı, fücûru!

Âkil nereden gördü bu ciddî harekâtı?

Câhil neden öğrenmedi âdâb-ı hayâtı?

Bir fâilin icbârı bütün gördüğüm âsâr!

Cebrî değilim... Olsam İlâhî ne suçum var?

 

Маньяков и убийц создал Ты;

Смелость убийц и маньяков опять же от Тебя!

Ты же творишь и свет, и тьму, ведь никто другой;

Ты вдохновляешь как благие, так и грешные мысли!

Знающий откуда набрался всего этого?

Невежда, почему не выучил принятые нормы?

Я вижу, что все принуждены к определенному!

Не фаталист, Я…но, даже, если бы – был, в чем моя вина?

Отрывок из стиха Мехмета Акифа Ерсоя, автора гимна Турции. 

Однако, в своих последних стихах, он, конечно, отошел от этого неверного убеждения, исправился так сказать.

Однако, у поэтов – Суфиев, такое неверное убеждение очень распространено – «Все от Всевышнего». Они утверждают, что у раба Божьего – нет ничего в его руках. Например, один такой поэт, твердит: «не обманывай себя, причинами (предпосылками), ты ничто, и ничто от тебя не зависит».

Нет! Это неверные убеждения!

Чтобы что-то свершилось, нужно собрать все необходимые компоненты, ингредиенты, создать предпосылки, то есть, необходимые условия – все это осуществляет раб Божий!

Когда, раб Божий собирает все необходимое по формуле, в тот момент, проявляется Божественная сила творения, и, необходимый результат творится. При этом, подчеркиваем, творит Всевышний Аллах, у раба Божьего – НЕТ силы творения.

Все вышеописанное и есть настоящее значение – Кадар (предопределения).

У «Ахлю ас-Сунны ва-ль-Джамаа» удовлетворительного разъяснения этому термину – НЕТ! Они выбрали позицию посередине ни туда, ни сюда. Поэтому, единственно, верное разъяснение, это мое пояснение.

Раб Божий (человек) должен обращать внимание на предпосылки, на первопричины, на ингредиенты, на составляющие формулы, это, в его силах и в рамках его ответственности. Человек для должного результата должен прилагать все свои усилия, и если, условия будут соблюдены, то есть, по формуле установленной Аллахом, все компоненты (все части) будут исполнены = тогда, в итоге, будет результат, который сотворит Всевышний Аллах.

Всегда ли дается результат?

Например, иногда мы прилагаем много усилий и труда, и вроде все делаем по правилам, однако, результата – НЕТ!

Конечно же, не всегда гарантирован результат, просто, потому что, мы думаем, что мы сделали все по формуле, но, на самом деле, наша формула неверна! Значит, мы изначально ошиблись и в нашу формула прокралась ошибка, которая, нарушила все и аннулировала положительный результат.

Вы должны знать, если, вы выполнили все необходимые действия по формуле, и все они правильные и формула верна, тогда, обязательно будет результат!

Причем, для земных (материальных) дел, результат будет вне зависимости от того, верующий это человек или нет!

В итоге, мы это видим в Коране. Всевышний Аллах говорит нам, что, если вы желаете чего-то в этом мире, вы должны трудиться ради этих благ, прилагать усилия.

Сура Худ, 15

  1. Тем, кто желает только (благ) земной жизни и ее прикрас (здоровья, безопасности, богатства, детей и власть), Мы в полной мере воздадим за их поступки в этом мире. И они не будут обделены.

Ссылка: https://azan.ru/tafsir/Hud/15

Если, усилия и труды будут полными, результат обязательно будет, и результат будет полным, никто не будет обделен. Неважно, верующий или неверующий, если, он будет трудится на достижение цели, и выполнит все по формуле, то, Всевышний Аллах создаст для него результат.

Резюмируя, истинное значение термина «Кадар» – как, я разъяснил вам, однако, к большому сожалению, в наших народных песнях, до сих пор воспевается неправильное понимание этого слова. В этих песнях, говорится что якобы, злую судьбу, злой рок – определяет «Фелек» (небесные тела, астрология).

Многие поэты пресекают черту, такими сравнениями как: «Судьба – злодейка», «злая судьба» и так далее, все подобные выражения некрасивые и НЕ отражают истинный смысл слова – «Кадар».

Резюмируя, истинное значение термина «Кадар» такое, как это разъяснено выше. В своем тафсире Корана, при переводе указанных аятов Корана, мы поясняем, что в данных аятах Всевышний мог бы принудить всех, если бы, Он захотел, однако, этого не захотел.

Всевышний Аллах предоставил полную свободу воли людям, в наших руках, возможность привести к одному целому требующиеся компоненты по формуле, и если, мы соблюдем все необходимые компоненты (части), то, Всевышний сотворит результат.

Мира вам и благополучия!

Kader Nedir? - 31 июля 2022 г.

Постскриптум: Данная статья является текстовым изложением вышеприведенного урока уважаемого Али Акына.

Али Акын – является, бывшим главным консультантом по всем Исламским наукам при Министерстве по делам Религии Республики Турция. Он преподавал исламское право (фикх), хадисы, историю Ислама, тафсир и другие смежные науки региональным муфтиям и ваизам, в целях повышения их профессиональной квалификации.

Posted on